В эти предрождественские дни добрый совет дает нам Кронштадский праведник: «Когда родился Иисус Христос, то и земля и Небо принесли ему дары: Небо – славословие Ангелов; земля – вертеп; бессловесные животные – ясли; мудрецы — дары; пастыри – поклонение Ему… А мы? Что же принесем родившемуся Спасителю?
Если мы кого любим, если мы желаем кого-нибудь чем-нибудь подарить, то, стараемся прежде всего узнать, что нравится этому человеку, что приятно ему, что соответствует вкусу его. Что же мы принесем родившемуся Господу? Он Сам говорит: вот заповедь, самая дорогая из всех других: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, всею душою твоею и ближнего своего, как самого себя».
Весь жар своей души, широкой и щедрой, всю чистоту своего сердца, всю полноту любви своей принес в дар Богу святой праведный Иоанн Кронштадский.
Удивительный пастырь и чудотворец, «ангел молитвы и проповедник покаяния», он был всегда весел и радостен, всегда полон сил и божественного вдохновения, спасаясь сам и спасая тысячи душ, помогая им в Господе обрести таинственный источник жизни и любви.
«…Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь».
Слово на Новый 1908-й год.
С Новым годом, дорогие братия!
Ещё мир стоит, не одряхлел совершенно, и не рушится от грехов наших; еще дается нам новый по числу год. Но если бы нынешние люди управляли миром, как некоторые хотели бы управлять русским государством и если бы им дано было разрушить, хотя малейшую часть мира — ибо где им червякам, разрушить весь мир, они несомненно разрушили бы, как разрушают частные или общественные здания, поместья, города и целые царства через войну. Но бодливому животному, Бог не дал рогов, по пословице.
Человек крайне сам ограничен, хотя в злобе своей может много напакостить, по допущению Божию, и сам бывает удобно сокрушен и лишен жизни.
И так мир стоит твердо доселе, потому что находится в крепких руках Творца Всемогущего, создавшего все для блага тварей.
А кругом нас — увы! — разрушение и пагуба; люди падают как колосья под рукою жнеца: всюду убийства. Нет безопасности ни для кого. Злые времена! Люди обратились в зверей, — даже хуже — в злых духов. Причина — безверие, анархия, данная свобода, ложно понятая, надежда ненаказанности или укрывательства от правосудия. В какие времена мы живем? Во времена ли языческих Неронов, Домицианов, Диоклитианов и других мучителей христианского народа?
Нет, — мы живем во времена христианства, христианских царей, во времена возникновения всюду великолепных христианских храмов. Ослабела власть; она сама ложно поняла свободу, которую дала народу; сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Но кому дано много, с того много и взыщется.
И так, новый год, а беспорядки — старые; старая свобода всяких союзов, собраний (особенно университетских), свобода вероисповедания, т. е. живи по велению своей извращенной совести безбожной; свобода расколов и перехода в какую хочешь веру.
Обратимся к чтению Апостола — что он говорит? Он говорит следующее: вы должны отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и святости истины (Ефес. 4, 22-24). Обязательны для нас эти слова или нет?
Или мы освободили себя и от послушания св. писанию и не считаем себя обязанными исполнять его? Как раз мы поступаем вопреки учению Апостола. Мы живем, т. е. большинство людей живет по вожделениям ветхого человека, по желанию бесовскому, и творим усердно волю злых духов, а не по Божию повелению.
Люди предались злому началу, потому что отпали от Бога, от веры, от Церкви, от совести, здравого смысла и идут гибельною стезею, быстро приближаясь к вечной пропасти.
Братия, слушайте еще краткое слово св. Апостола и исполняйте его. Вы должны отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека (Ефес. 4, 22-23) или облечься во Христа, в Его спасительную веру, в святость, правду, простоту, кротость, смирение, послушание, воздержание, терпение, милосердие и отложить неверие, гордость, любостяжание, злобу, пьянство, блуд, нечистоту ветхого человека.
Только тогда, когда вы хотя начатки будете иметь этих добродетелей и упражняться в них, можно вас будет приветствовать с новым годом, или лучше с новым духом, с новым сердцем, с обновленною жизнью, а без этой перемены духовной мы все старые грешники, с старой закваской всяких страстей и противны Богу, Творцу нашему. Аминь.
Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!