Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня

Свя­тая му­че­ни­ца Фо­ти­на бы­ла той са­мой са­ма­рян­кой, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ко­вле­ва (Ин.4:5-42).

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Неро­на (54–68 гг.), про­явив­ше­го чрез­вы­чай­ную же­сто­кость в борь­бе с хри­сти­ан­ством, свя­тая Фо­ти­на жи­ла в Кар­фа­гене со сво­им млад­шим сы­ном Иоси­ей и там без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­ва­ла Еван­ге­лие. Ее стар­ший сын Вик­тор храб­ро сра­жал­ся в рим­ских вой­сках про­тив вар­ва­ров и за свои за­слу­ги был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­род Ат­та­лию (Ма­лая Азия).

Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня, РимскаяГра­до­на­чаль­ник Ат­та­лии Се­ва­сти­ан при встре­че со свя­тым Вик­то­ром ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат – по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе – под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру». Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат». На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го». По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел.

Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос». Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на.

Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­му Вик­то­ру Гос­подь воз­ве­стил: «С это­го дня имя те­бе бу­дет Фо­тин – «Све­то­зар­ный», ибо мно­гие, про­све­щен­ные то­бой, об­ра­тят­ся ко Мне». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца». Свя­тая Фо­ти­на, из­ве­щен­ная Спа­си­те­лем о пред­сто­я­щих стра­да­ни­ях, в со­про­вож­де­нии несколь­ких хри­сти­ан от­пра­ви­лась из Кар­фа­ге­на в Рим и при­со­еди­ни­лась к ис­по­вед­ни­кам.
В Ри­ме им­пе­ра­тор при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­тых и спро­сил их, дей­стви­тель­но ли они ве­ру­ют во Хри­ста.

Все ис­по­вед­ни­ки ре­ши­тель­но от­ка­за­лись от­речь­ся от Спа­си­те­ля. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал раз­дро­бить на на­ко­вальне ки­сти рук свя­тых му­че­ни­ков. Но во вре­мя ис­тя­за­ния ис­по­вед­ни­ки не чув­ство­ва­ли бо­ли, а ру­ки му­че­ни­цы Фо­ти­ны оста­лись невре­ди­мы. Нерон при­ка­зал свя­тых Се­ва­сти­а­на, Фо­ти­на и Иосию осле­пить и за­клю­чить в тем­ни­цу, а свя­тую Фо­ти­ну с пя­тью ее сест­ра­ми – Ана­то­ли­ей, Фо­то, Фо­ти­дой, Па­рас­ке­вой и Ки­ри­а­ки­ей – от­пра­вить в им­пе­ра­тор­ский дво­рец под над­зор до­че­ри Неро­на Дом­ни­ны. Но свя­тая Фо­ти­на об­ра­ти­ла ко Хри­сту Дом­ни­ну и всех ее ра­бынь, ко­то­рые при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Об­ра­ти­ла она ко Хри­сту и волх­ва, ко­то­рый при­нес отрав­лен­ное пи­тье, чтобы умерт­вить ис­по­вед­ниц.

Про­шло три го­да, и Нерон по­слал в тем­ни­цу за од­ним из сво­их слуг, на­хо­див­ших­ся в за­клю­че­нии. По­слан­ные со­об­щи­ли ему что свя­тые Се­ва­сти­ан, Фо­тин и Иосия, ко­то­рые бы­ли ослеп­ле­ны, ста­ли со­вер­шен­но здо­ро­вы, и их по­сто­ян­но по­се­ща­ют лю­ди, ко­то­рые слу­ша­ют их про­по­ведь; са­ма тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в свет­лое и бла­го­ухан­ное ме­сто, где про­слав­ля­ет­ся Бог. То­гда Нерон при­ка­зал рас­пять свя­тых вниз го­ло­вой и в те­че­ние трех дней бить их по об­на­жен­но­му те­лу рем­ня­ми.

На чет­вёр­тый день им­пе­ра­тор по­слал слуг по­смот­реть, жи­вы ли му­че­ни­ки. Но, при­дя на ме­сто пы­ток, по­слан­ные тут же ослеп­ли. В это вре­мя Ан­гел Гос­по­день осво­бо­дил му­че­ни­ков и ис­це­лил их. Свя­тые сжа­ли­лись над ослеп­ши­ми слу­га­ми и сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Гос­по­ду воз­вра­ти­ли им зре­ние. Про­зрев­шие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и вско­ре кре­сти­лись.

В бес­силь­ной яро­сти Нерон при­ка­зал со­драть ко­жу со свя­той Фо­ти­ны и бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец. Му­че­ни­кам Се­ва­сти­а­ну, Фо­ти­ну и Иосии от­сек­ли го­ле­ни, бро­си­ли со­ба­кам, за­тем с них со­дра­ли ко­жу. Страш­ные му­ки пре­тер­пе­ли и сест­ры свя­той Фо­ти­ны. Нерон при­ка­зал от­ре­зать им сос­цы, а за­тем со­драть ко­жу. Изощ­рен­ный в же­сто­ко­стях им­пе­ра­тор уго­то­вал же­сто­чай­шую казнь свя­той Фо­ти­де: ее при­вя­за­ли за но­ги к вер­ши­нам двух скло­нен­ных де­ре­вьев, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Осталь­ных им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить. Свя­тую Фо­ти­ну вы­та­щи­ли из ко­лод­ца и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу на 20 дней.

По­сле это­го Нерон при­звал ее к се­бе и спро­сил, по­ко­рит­ся ли она те­перь и при­не­сет ли жерт­вы идо­лам. Свя­тая Фо­ти­на плю­ну­ла им­пе­ра­то­ру в ли­цо и, по­сме­яв­шись над ним, ска­за­ла: «Нече­сти­вей­ший сле­пец, за­блуд­ший и безум­ный че­ло­век! Неуже­ли ты счи­та­ешь ме­ня столь нера­зум­ной, чтобы я со­гла­си­лась от­речь­ся от Вла­ды­ки мо­е­го Хри­ста и при­нес­ла жерт­ву по­доб­ным те­бе сле­пым идо­лам?!»

Услы­шав та­кие сло­ва, Нерон сно­ва ве­лел бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец, где она пре­да­ла дух свой Гос­по­ду († ок. 66). Память мученицы совершается 20 марта / 2 апреля.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­той му­че­ни­цы Фо­ти­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великю с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и угешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Храм Агиа Фотини

Православный кафедральный храм Святой Фотинии Ново-Смирнской митрополии, греч. Μητροπολιτικός Ναός της Αγίας Φωτεινής) . Расположен в районе Новая Смирна греческой столицы, основанном после 1922 года беженцами из Смирны.Храм Святой Фотини в Новой Смирне не просто православный храм.

Кафедральный храм Агиа Фотини (Новая Смирна)Храм является своего рода мемориалом православной Смирне и памятью о «незабываемых Отечествах» (Αλησμόνητες Πατρίδες), как они именуются в Греции, оставленных в 1922 году. Святая Фотиния приняла смерть мученицы в Смирне и была почитаема его жителями.

Многие жительницы города и региона носили её имя. Храм Агиа Фотини в Смирне был гордостью православного населения города. Его колокольня и сверкающий на солнце позолоченный крест на куполе доминировали над прибрежным, греческим, районом города.

В храме провёл свою последнюю службу новомученик, святой, Хризостом Смирнский , прежде чем принять свою мученическую смерть. Здесь молились в последний раз тысячи жителей города, прежде чем принять смерть, или, пройдя через свои муки, расстаться с Родиной.

Резня в Смирне была бо́льшей трагедией, нежели падение Константинополя в 1453 году. При всех османских зверствах, Мехмед II не позволил сжечь Константинополь и Храм Святой Софии.

Французский историк Эдуар Дрио в своей книге «La question de l’ Orient, 1918-1938» писал, что «малоазийская катастрофа была масштабнее и более ужасной, нежели падения Константинополя в 1453 году». Аналогичную позицию сформулировал французский эллинист Октавий Мерлье.

Мустафа Кемаль преследовал другие цели. Огнём, резнёй, изгнанием коренного населения он поставил себе целью выкорчевать всё греческое из Малой Азии, включая греческую историю и характер Смирны.

В этих условиях, храм Агиа Фотини не стал исключением и был полностью сожжён, как и весь греческий город. Выбравшиеся в Грецию, раненные, измученные, голодные, обнищавщие, но по прежнему трудолюбивые, беженцы из Малой Азии стали образовывать свои кварталы, первоначально из бараков. Везде, где обосновывались беженцы из Смирны, они закладывали первый камень своей церкви и, как правило, именовали её Агиа Фотини. Так в Греции появились: Храм Агиа Фотини (Патры), Храм Агиа Фотини (Фессалоники), Храм Агиа Фотини (Имиттос), Храм Агиа Фотини (Катерини), Храм Агиа Фотини (Ксанти), Кафедральный храм Агиа Фотини (Иерапетра), Храм Агиа Фотини и Св. Хризостома Смирнского (Лерос).

И ещё множество часовен, названных в честь святой Фотини и в память её храма в Смирне. В афинском квартале Новая Смирна , созданном беженцами из Смирны, первоначально была построена временная, деревянная, приходская церковь Агиа Фотини. После чего, беженцы Смирны приступили к строительству храма, по проекту архитектора Афанасия Демириса (1887-1965). Храм, ещё не завершённый полностью, был освящён архиепископом Хрисанфом 27 октября 1940 года. На следующее утро, 28 октября, началась греко-итальянская война.

Резной иконостас, трон, митрополита и амвон храма имеют свою, отдельную историю. Церковь Святого Иоанна находилась в верхнем (турецком) квартале Смирны. В силу этого, во время Смирнской резни, церковь получила разрушения, утварь была разграблена, но церковь не была сожжена. Получив эту информацию от греческой церкви и организаций беженцев, перед своей смертью Элефтериос Венизелос обратился к турецкому правительству разрешить вывезти иконостас, трон, и амвон. Учитывая тот факт, что в это время обе страны номинально были союзниками (Балканская Антанта), его просьба была удовлетворена.

Однако по причине турецких проволочек, а затем тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции годы Второй мировой войны, доставка иконостаса в Грецию была выполнена только после её освобождения, 18 октября 1944 года. Транспортные расходы оплатил беженец И. Кокконис. Иконостас церкви Св. Иоанна является прекрасным образцом резных малоазийских иконостасов. Он похож на сожжённый иконостас Агии Фотини. Есть предположения, что это работа одного и того же греческого мастера 19-го века, который сочетал греческую традицию с барокко. Когда иконостас был собран в новой церкви Агии Фотини, греческий искусствовед Анастасиос Орландос счёл результат неудовлетворительным. Пожертвованиями было собрано 10 тыс. долларов и иконостас был собран повторно. В 1974, после того как была создана отдельная Ново-Смирнская митрополия, Агиа Фотини стал кафедральным храмом.

В 1996 году, по имеющимися фотографиям, рисункам и эскизам, была построена 33 метровая, как и смирненская колокольня, копия колокольни Агии Фотини Смирны. Расходы на её строительство оплатил «Фонд Онассиса», основатель которого, Аристотель Онассис , также был выходцем из Смирны. Храм празднует в день почитания памяти Агии Фотини, являющейся также покровительницей Новой Смирны, 26 февраля, но отмечает также память покровителя Смирны Св. Поликарпа 23 февраля, а также память святого Хризостома Смирнского и вместе с ним святых архиереев Григория Кидонийского, Амвросия Мосхонисийскогоо, Прокопия Иконийского, Евфимия Зилоского, а также священников и мирян, погубленных во время Малоазийской Катастрофы, каждое воскресение перед Воздвижением Креста Господня.