Из царства тьмы – в царство Света

Крещение Господа нашего Иисуса Христа
Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Праздник Крещения Господня еще именуют Богоявлением. Сейчас богослужения Рождества Христова и Богоявление разделены, хотя раньше были совершаемы одним днем: в мир явился Бог.
Бог являл Себя и в Ветхом Завете пророкам, но сокровенно: невозможно встретиться с Богом лицом к Лицу и остаться живым, говорил Господь Моисею. Поэтому, когда пророк взошел на гору Синай, Господь повелел ему укрыться в расщелине: «Я пройду мимо, а ты сможешь увидеть Меня сзади».
Господь являлся и пророку Божию Илие, как об этом повествует Книга Царств: «Сначала был сильный ветер, но не в ветре Господь, землетрясение, но не там Господь, гром и молнии, и не там Господь, а по всех сих бысть глас хлада тонка, тихое веяние ветерка, и там Господь».
Это начало Богоявления – в этом откровении мы видим Рождение Богомладенца Христа, когда Слово стало Плотью и обитало с нами, полное благодати и истины.
По исполнении 30 лет – возраста совершеннолетия, когда иудейскому мужчине дозволялось читать слово Божие и выступать с проповедью, Господь Иисус Христос пришел на Иордан креститься от Иоанна. И когда Он вошел в иорданские воды, совершилось явление Святой Троицы: слуху человеческому открылся Отец Небесный, возвещающий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», очами люди видели Святый Дух, в виде голубя нисходящий на Сына, и осязанию открылось Воплощенное Слово Божие в Личности Господа Иисуса Христа.
Откровение Святой Троицы явилось, чтобы дать понять людям, зачем Бог Пришел в мир. Когда Иоанн Креститель увидел грядущего Господа Иисуса Христа, он, указывая на Него своим ученикам, сказал: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Итак, Христос входит в иорданские воды, которые были к тому времени пропитаны человеческим грехом: уже полгода Иоанн Креститель, проповедуя покаяние, призывал людей приходить на Иордан каяться в грехах и в знак решимости оставить грехи омывать их иорданскими водами. И тут в воду вступает безгрешный, совершенный Богочеловек – Сын Божий Иисус Христос и берет на Себя человеческий грех, стоящий между человеком и Богом, разрушает эту непроходимую стену, закрывая Собой непреодолимую пропасть, и в окончание Своего служения пригвождает грех к Кресту, уничтожая власть греха и дьявола над человеком.
И с тех пор всякому, кто захочет спастись, указан путь: вот Агнец Божий, Который есть путь, истина, жизнь, только через Него человек может прийти к Отцу Небесному. Что для этого нужно? Найти мост через непреодолимую по-человечески адову пропасть: невозможно без помощи Божией стать святым, невозможно достигнуть вечности, не обретя пути и жизни во Христе. Первое условие – встреча со Христом, обращение к Нему и твердая решимость умереть ради Христа для ветхого человека.
Человек эту решимость выражает в своем Крещении, потому что «Крещение» по-гречески означает «погружение»: погружается человек в воду, как в землю, умирая для прежней греховной жизни, умирая со Христом, и, выходя из воды – символа воскресения, восстает для новой жизни. Потом в Крещении человек, сподобившись очищения от грехов, освобождения от рабства дьяволу, получает дар Святого Духа.
Говорит Господь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Здесь необходим подвиг восстановления целомудрия. Дело в том, что человек создан по Образу Божию, он так же троичен. Троичность его выражается в нескольких аспектах – дух, душа и тело, муж, жена и ребенок – семья по образу Троицы. Душа человека также имеет в себе три главные силы – силы ума, чувств (или мужества, гнева), и сила воли, желания, вожделения; ум, совесть желают одного, чувства вообще непонятно где летают, а воля делает то, что хочется греху.
И задача христианской жизни – восстановить целостность. В Крещении человек получает освящение ума, и путем жизни духовной, обучая себя послушанию, воспитывая свои чувства, должен страстные силы души освятить и направить в сторону Божию. Вот когда целостность, целомудрие восстанавливается, человек обретает святость, Господь приходит к нему и обитель внутри него сотворяет.
Нам все дано, дорогие мои. Все, что необходимо сделать для спасения человека, Господь совершил, Его дары находятся в Церкви Божией, кто услышит – войдет и начнет самый главный, прекраснейший, благороднейший труд – преображения своей души в подобие Божие. Красота, что каждый человек носит внутри себя, в которой отражено Небо, несравнима ни с какой земной красотой и величием. Просто часто мы этого не знаем или забываем. Пусть дивный праздник еще раз напомнит нам, к чему мы призваны и чего стоило Господу наше с вами спасение.

КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Задостойник, глас 2

Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; / обаче, благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Вместо же Трисвятаго

Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. / Аллилуиа. (3)

Мы прикасаемся к иной Божественной реальности »